Контрольная работа - Характеристика нормативных документов: Законы РФ, их особенности, сфера применения в области обеспечения безопасности жизнедеятельности!!
Характеристика нормативных документов: Законы РФ, их особенности, сфера применения в области обеспечения безопасности жизнедеятельности
Законодательство в области безопасности жизнедеятельности формируется согласно иерархии, где в основе всех нормативно правовых актов и кодексов является конституция РФ. В Конституции РФ описываются общие принципы и критерии формирования российского законодательства в области безопасности жизнедеятельности. Так, например, известно что существуют природные факторы, которые могут воздействовать на человек и существуют факторы техногенного характера, которые берут свое начало в самой деятельности. Так же есть подразделения влияющих факторов, которые могут происходить в быту и могут возникать в процессе жизнедеятельности в области инфраструктур, где большое влияние оказывает техносфера. И совокупность факторов этих условий, которые могут оказывать негативное влияние на человека описываются в общем законе конституции РФ №37, в котором указывается, что человек имеет право работать и жить только в тех условиях, которые приемлемы для его здоровья и не наносят вред. Так же что он имеет право выбора профессии и деятельности исходя из своих склонностей и умений, которые могут быть применены в достойных условиях. А в противном случае человек может требовать этих условий в законодательном порядке. Так же там указывается что умышленное укрывательство вредных воздействий работодателем является нарушением и преследуется по закону (ст 41 конституции РФ). Так же в ст. 41 указывается, что человек имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Далее на основе конституции строится иная нормативная база, которая более детализирует вопрос охраны труда и жизнедеятельности. Это различные кодексы. Например, трудовой кодекс, гражданский кодекс, водный, земельный кодекс и другие. В каждом из них более детально постатейно описываются случаи возникновения неблагоприятных ситуаций, которые описываются в том плане какое они могут нести негативное влияние на человека и предусматриваются санкции за нарушения этих норм. Как, например, в водном кодексе уточняется, что недопустимо использование воды, в которой превышено ПДК загрязняющий веществ. В земельном кодексе указывается, что допустимо лишь рациональное использование земель не несущее им вред. Так, например нарушением качества и плодородия почв может быть нецелевое использование природных ресурсов или установление на площадях вредных производств с выбросами или создание могильников промышленных и ядерных отходов. Для этого так же существует порядок переработки отходов, который позволяет с минимальным вредом утилизовать отходы. Данный порядок уже строится для конкретного вида отходов согласно кодексу сферы деятельности и нормативной базы. Так существует законодательный акт о порядке утилизации ядерных отходов. В общем плане содержание этого НПА предписывает безопасное извлечение отходов специальными устройствами в месте их образования, безопасную транспортировку и утилизация в безопасном районе на большой глубине там, где исключается возможность воздействия отходов на человека. Применительно к какому-либо конкретному случаю по безопасности трудовой деятельности человека меры предосторожности конкретизируются предельно. То есть так, чтобы выполнение их обеспечило в полной мере безопасность труда. Для этого есть нормы и правила создания оборудования, установление защиты от различного рода влияний. Каждый пункт мер предосторожности для системности и оперативности в учете и реализации может записываться в виде комбинации цифр, где каждая цифра обозначает структурный элемент в системе безопасности. То есть формируется специальный код на конкретную норму безопасности в конкретных условиях. Используя эту кодировку удается успешно систематизировать все факторы вредного воздействия и исключить их как в производственном процессе, так и в быту. И это будет полностью вписываться в норму конкретного нормативно-правового акта по тому или иному виду деятельности, где те или иные факторы имеют место быть. Обычно такие системы формируются в процессе планирования и организации рабочего места. Это происходит на основе инженерских проектов и научных методик. По каждому пункту влияния проводится эксперимент на предмет формирования вредного фактора в новых условиях, на основе эксперимента уже разрабатывается норма безопасности, которой следует придерживаться. Стоит отметить, что в законе о защите прав потребителей во множестве описываются правила и нормы, которых продавец обязан придерживаться, чтобы не нанести вред покупателю. Хотя очевидным вред может и не быть. Например, просроченный товар не обязательно вызовет негативных последствий у потребителя. Однако в случае просрочки вероятность уже не исключается и имеет доли процента в промилях. В то же время если все идёт по стандарту, то вред покупателю исключается. То есть если с покупателем стало плохо и он узрел причину в недостаточном качестве работы продавца то он это не докажет если будет установлено, что продавец все делал согласно нормам и стандартам.
В соответствии с особенностями условий, в которых пребывает человек существуют различные ведомства которые курируют ситуацию. И на эти ведомства во многом возложена система создания условий для безопасности жизни деятельности, предотвращения чрезвычайных ситуаций и их локализации, создание новых нормативно-правовых актов по ситуации. Это такие структуры как Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, Министерство природных ресурсов РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство труда и социального развития РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Так же исходя из ситуации на местах участие в создании нормативных актов могут принимать органы местной власти и подразделения министерств и ведомств на местах. Поэтому, мы видим, структура по охране жизнедеятельности имеет свою нормативную иерархию и реализуется организованно на каждом участке в области юрисдикции подразделений структурных министерств и ведомств.