В состав управления понятия маркетинга входят изучение рынка и меры по реализации процесса освоения рыночных ниш. Маркетинг направлен на изучение рыночной среды, для этого часто проводится сегментация рынка, чтобы оценить качественные и количественные параметры рынка, которые могут иметь значение для деятельности фирмы в том плане насколько удачно будет позицировать её товар. Это важно в том плане что удаётся собрать все достаточную информацию для того чтобы проводить маркетинговый анализ, чтобы он был полноценным и всесторонним.
Маркетинговый анализ как правило проводится по различным критериям в состав которых входит определение того, каков спрос на рынке, как этот спрос изменяется и за счет каких факторов спроса и предложения, насколько эластичен этот спрос от изменения цены и от изменения качества товаров. Так же оценивается ценовая политика конкурентов. Оцениваются сами конкуренты по тому, какие у них сильны и слабые стороны и как они конкретно влияют на фирму. В процессе оценки оценивается так же и сам потребитель. Определяется насколько он заинтересован в приобретении того или иного товара, что движет его действиями, какие дополнительные требования у него к товару. Определение этого требует большого искусства и успешный анализ этого обеспечивается массой косвенных способов выявления истинных потребностей покупателя (анкетирование, эксперимент, статистические данные). Так же в маркетинге, который немыслим без анализа происходит изучение самого предприятия, того насколько оно эффективно функционирует и все ли подразделения работают на полную мощность и каков уровень технологичности производственных стандартов, соответствует ли он современному уровню развития науки и техники. Все это на первоначальном этапе проведения маркетинга изучается и исследуется. То есть получается полная информация о рынке, фирме, клиентах и конкурентах и происходит полномасштабный анализ полученных данных. В начале анализа устанавливается контроль над тем, что данных достаточно, после этого происходит сам анализ. Зачастую когда информации оказывается слишком много она распределяется по отделам и ведомствам маркетинговой службы, а уж потом после этого в каждом подразделении формируются независимые выводы по каждой сфере деятельности организации. Выводы обосновываются и предоставляются руководству фирмы для оценки этих выводов с позиций обоснований подразделениями маркетинга. Далее в состав процесса осуществления маркетинговой деятельности входит реализация маркетингового плана. Данный план направлен на преобразование деятельности в различных направлениях. Это обеспечивает комплексный подход и даёт наиболее эффективно функционировать предприятию, оперативно и полностью реализуя новую продукцию.
Реализация маркетингового плана состоит из нескольких элементов, что даёт возможность достигать долгосрочных целей в деятельности организации и эффективно функционировать в текущий момент. Так в краткосрочном периоде может возникать незапланированная, то есть непредвиденная колеблемость спроса и предложения и это может не соответствовать количеству товара вызывая его нехватку или не полную реализацию. В том и ином случае фирма понесла бы убытки, однако эффективный стратегический маркетинг позволяет обойти данный фактор умело предугадывая на коротком промежутке времени сколько требуется товара. Вместе с тем в краткосрочном периоде эффективной может оказываться реклама, так как это может стимулировать дополнительный спрос на излишнюю продукцию. Вместе с тем долгосрочный маркетинг позволяет с большей эффективностью предугадать какой именно товар будет пользоваться спросом и определить даже такие свойства товара, на которых можно будет подзаработать в будущем и которые могут войти в состав нового товара. Так если мы занимаемся оценкой рыночной среды и выявляем в какой степени тот или иной его сегмент может быть освоен нами, то это позволяет не упустить своих возможностей и встроиться в рыночную нишу в полной мере. Однако вместе с тем возможно не просто встраивание в так называемые бреши и пустоты неудовлетворённого спроса, но и формирование нового спроса, который можно обеспечить за счет изучения информации по качеству, а не по количеству. Это тоже является особой функцией маркетинга, так как она позволяет всегда быть на полшага по отношению к развивающимся стратегиям конкурентам. То есть исследуются каналы получения качественной информации о новых возможных способах удовлетворения более изощрённым способ спроса. И это делается за счет анализа общей картины поведения потребителей через получение информации от тех людей которые непосредственно взаимодействуют с потребителем, через информацию о вкусах, предпочтениях и степени их удовлетворённости, которую выкладывают сами потребители, например, в соц.-сетях и на форумах в интернете. Все это составляет сущность маркетинга в его проявлении, когда реализуются принципы этого маркетинга через его функции и наработанных механизм реализации функций маркетинговой службы в организации.
Задачи
Задание 2
Вы собираетесь открыть небольшое кафе. Представьте возможные маркетинговые стратегии его развития.
Есть городок численностью 15 000 человек в котором нет кафе. Кафе целесообразно ставить там, где есть потребность в культурном отдыхе. Такая потребность есть во всех городах, так как там много молодёжи и тех кто ищем место в компании друзей или подруг провести досуг. Судя по высокой посещаемости кафе в городах того же типа это будет целесообразно.
Есть бизнес-план согласно которого инвестиции в кафе окупятся через 3 месяца. Основной доход кафе будет получать за счет хорошей наценки на товары, которые будут закупаться на складах и реализовываться в кафе.
В кафе будет продаваться кофе, мороженное, пирожное, газировка и закуски. Будет висеть на стене плоскоэкранный телевизор. То есть все как и в обычном кафе. Ничего нового в целом, но для городка не имеющего кафе это будет в диковинку. Ну а если в других кафе что либо новомодное начнёт появляются то установим и мы. Это не столь существенно, так как отдых и развлечения имеют стабильное место в жизни жителей при данном уровне экономического развития.
Когда через год кафе принесёт прибыль со стоимость кафе, то мы в другом городе с аналогичной численностью населения и отсутствием конкурентов откроем точно такое же кафе.
Когда у нас будет 10 кафе по всему региону, то в областном центре мы откроем ресторан и начнём открывать рестораны в последствии по всей стране.
Задание 3
Ваша фирма выпускает корпусную мебель. Представьте возможные варианты сегментирования рынка и позиционирования на нем ваших товаров (5-6 товаров).
1. Сегментирование.
1.1 Анализ конкурентов.
На рынке имеется 30 фирм конкурентов, которые производят аналогичную мебель.
Каждый из них представляет собой небольшую фирму, размеры которой определяются возможностями ей реализации в момент особого ажиотажа спроса. Это, как правило, несколько зимних месяцев, далее спрос спадает вплоть до новых холодов.
Каждая из фирм имеет свою клиентскую базу, в состав которой входят районные и областные магазины по реализации мебели, так же заказчики из других регионов, согласные за свой счет эту мебель себе транспортировать.
Каждая из фирм закупает все сырье на одной из 3-х баз в областном центре.
Недостаток всех фирм: их маленький размер не позволяет удовлетворить спрос. То есть спрос все равно выше количества фирм.
Преимущества: бОльшая часть клиентуры делает у них заказы, так как их давно знают и они укрепились в своих рыночных нишах.
Потребители.
Магазины, которые продают дороже эту мебель раза в два или три.
Заказчики из дальних регионов. Их очень много. Нужна лишь наработка клиентской базы. Клиентская база у нашего менеджера есть. Он ушёл из крупной мебельной фабрики.
Обычные граждане, которым дешевле купить мебель у себя же в районе (через знакомых и по объявлениям)
Товар.
У нас 6 моделей диванов. Это бюджетные версии, диваны под заказ, диваны для всей семьи, для одного человека, шкафы двух моделей, кресло-каталка.
Диваны будут рекламироваться в бесплатных газетах, в объявлениях в общественных местах, по знакомым и через базу заказчиков.
Точно так же будет происходить реклама и для других видов товаров.
На каждом товаре будет свой знак качества и возможность обратиться в фирму ещё раз, чтобы получить скидку на приобретение нового товара.
Так же особенностью деятельности фирмы будет то, что она будет делать эксклюзивные модели на заказ. Это тоже будет как дополнение, о котором будут узнавать при покупке корпусной мебели.
Производство. Есть начальный капитал, который позволит закупить основные и оборотные фонды, есть бизнес план, в котором описывается финансовая составляющая реализации идеи и экономически обосновывается целесообразность открытия фирмы.