Рыночный сегмент это более отвлеченное понятие по отношению к рыночной нише. То есть рыночный сегмент это не обработанное поле из данных для реализации собственных знаний, умений, способностей, возможностей и особенностей функционирования фирмы. Вместе с тем рыночный сегмент это совокупность данных по определённому признаку, который может быть пригоден для изучения на предмет соответствия возможностям фирмы. Это могут быть данные о количестве предприятий в конкретной отрасли, данные о типах покупателей, сгруппированных по видам потребностей. Это могут быть данные товарной номенклатуре и сколько товаров и какого качества и с какими свойствами. Возможно наличие различных рыночных сегментов. Их выявление позволяет определить насколько возможно продвинуть свой товар на тот или иной сегмент, определить есть ли для этого достаточно ресурсов, установить как уже в том сегменте реализуют свои возможности конкуренты. В рыночном сегменте можно найти участки, где смело удастся эффективно реализовать свои возможности. Такое можно найти в той или иной мере в различных сегментах. Оценивая сегменты можно всесторонне оценить свои силы по идеям новых товаров, нововведениям в товары, рекламу товаров, их продвижения и распространения. Так же можно определить в какой мере удастся в каждом сегменте освоиться и оценить в какой мере подходит для деятельности тот или иной сегмент. Сегмент в сути своей представляет собой полную информацию по какому-то определённому признаку рынка. Так если существует конкуренция, то мы можем в сегменте по конкуренции указать сколько конкурентов на интересующем нас рынке, какую долю занимает каждый из них, какие особенности поведения на рынке каждого конкурента, какой конкурент для нас наиболее опасен, общие и частные недостатки конкурентов. Или сегмент рынка половозрастной структуры, который может нам описать портрет потребителя с его запросами и интересами. В таком описании мы можем узреть, что движет человеком исходя из связанных с его жизнью бытовых необходимостей. Мы можем определить какое количество той или иной группы в наличии. По сегменту дополнительных услуг нетрудным будет установить насколько у фирм развит послепродажный сервис и на что они делают уклон. Установить почему именно на это они делают упор и не является ли основа их действий устаревшей, о чем они не знаю так как давно или не качественно изучали сегменты рынка. В этом случае нам удачно удастся использовать какую-то новую свою услугу тем самым обретая уникальность и в лучшей степени укрепляясь в собственной рыночной нише в которую не зарастёт народная тропа предпочитающих именно это.
А рыночная ниша в отличии от сегмента это участок рынка, уже занятый фирмой и приносящий ей доход. Как в примере сегмента мы видели, что это лишь голые, данные так тут замечаем что это уже результат от использования этих данных. Рыночная ниша может распространяться на несколько сегментов. Рыночная ниша это своего рода освоенное пространство в различных сегментах. То пространство, где фирма является лидером в своей деятельности и за счет чего и осуществляет свою деятельность.
Формирование рыночной ниши происходит изначально на основе имеющихся данных о сегментации рынка, а так же на основе специфических присущих только фирме особенностей функционирования и личных достоинств, которых нет у других. Таким образом, рыночная ниша это с одной стороны недостатки конкурентов, которые были использованы для собственного развития, с другой преимущества фирмы, которые компенсируют эти недостатки для потребителя. Фирма не может оказаться во всем рыночном сегменте, в то время как и рыночная ниша не может оцениваться одним сегментом рынка. Это ключевое отличие сегмента от ниши, так как уже и без фирмы существуют организации и реализация возможностей фирмы невозможна лишь действиями по какому-то одному признаку.